Как россияне совершали онлайн-покупки в 2021 году: анализ и прогноз на 2022 год
30.06.2022
Анализ онлайн-покупок россиян в 2021 году и прогноз на 2022 год
По результатам ежегодного исследования «Интернет-торговля в России 2021» от аналитической компании Data Insight, объем российского рынка e-сommerce в 2021 году достиг 4,1 трлн рублей: по отношению к 2020 году показатель вырос на 52%. Также в прошлом году было зафиксирован рекордный рост количества онлайн-покупок: россияне оформили 1,7 млн заказов через интернет, что на 104% больше, чем годом ранее. По результатам исследования эксперты представили следующие цифры и показатели:
основной рост обеспечили крупные универсальные маркетплейсы: в 2021 году их доля выросла с 49% до 62% от всех онлайн-заказов;
eGrocery (товары повседневного спроса) является самым быстрорастущим сегментом внутрироссийского рынка розничной онлайн-торговли. В 2021 году объем рынка eGrocery в рублях вырос на 159% и составил 329 млрд рублей, а количество заказов выросло на 244% (с 69 млн в 2020 году до 237 млн в 2021);
самым популярным каналом доставки для потребителей вновь стали пункты выдачи заказов и постаматы: с их помощью за 2021 год было получено 82% от всех отправлений.
По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, в 2021 году фактор, повлиявший на рост показателей, изменился. Он отмечает, что «сегодня основным драйвером развития становится укрепление доверия к e-commerce, привычка людей к удобному способу покупок, а также способность рынка молниеносно реагировать на любые запросы клиентов, предлагая им все более качественные сервисы». Аналитики АКИТ подчеркивают, что рост торговли зафиксирован не только в интернет-магазинах и маркетплейсах, но и в Telegram-каналах и на других платформах.
В связи с развитием логистической инфраструктуры по стране, доля московской онлайн-торговли за год сократилась с 24,7% до 19,9%, на втором месте по количеству заказов через интернет оказались Санкт-Петербург – 7,1%, Краснодарский край – 4,4% и Свердловская область – 2,7%.
На основании приведенных показателей можно сделать вывод, что российский рынок e-commerce продолжает уверенное и активное развитие, покупатели меняют свои потребительские паттерны, а торговые компании оперативно совершенствуют бизнес-процессы, чтобы удовлетворить растущие запросы и ожидания своих клиентов.
Этот материал мы подготовили на основе статистики предприятий сегмента малого и микробизнеса, предоставленной платежным сервисом Robokassa за 2021 год.
Самые популярные способы оплаты
Вновь лидером по количеству проведенных платежей стали банковские карты, с 2020 года их доля выросла на 6,8%, а с 2019 года – на 10,7%. В 2021 с их помощью оплатили 94,4% онлайн-покупок.
Второе место по количеству транзакций занимают платежи QIWI Кошельком, их доля за прошлый год составила 4,4%.
Тройку лидеров закрывают электронные деньги с долей в 0,8%. По сравнению с показателем 2020 года произошло снижение на 1,4%.
Третий год подряд доля, приходящаяся на мобильную коммерцию уменьшается, в 2021 с помощью этого способа оплатили только 0,29% заказов через интернет. По сравнению с показателем 2020 года произошло снижение практически в четыре раза - и более чем в двенадцать раз относительно показателя 2019 года.
Совсем небольшие доли приходятся на банкоматы (0,095%), интернет-банкинг (0,003%) и платежи через салоны связи «Связной» и ПС «Рапида» (0,002%) - их мы не отражаем в общем графике.
Следующим образом произошло распределение методов оплаты по показателю общего оборота:
- Банковские карты – 98,84%;
- QIWI Кошелек – 0,77%;
- Электронные деньги – 0,34%;
- Мобильная коммерция – 0,04%;
Оставшаяся доля пришлась на банкоматы, интернет-банкинг , “Рапида” и “Связной”.
- Банкоматы – 0,007%;
- ПС «Рапида» и салоны связи «Связной» – 0,002%;
- Интернет-банкинг – 0,001%.
Типы банковских карт
На основании транзакций, проведенных через платежный сервис Robokassa, самыми популярными по количеству платежей вновь стали карты международных платежных систем Visa и MasterCard, с их помощью в 2021 году было оплачено 43,8% и 39,2% онлайн-заказов соответственно.
Доля, приходящаяся на карты «Мир», – 17%, что на 4,3% меньше показателя прошлого года.
Следующим образом выглядит распределение между типами банковских карт по показателю общего оборота:
- Visa – 45%;
- MasterCard – 42,3%;
- «Мир» – 12,7%.
Мир постоянно меняется, и регулярный анализ различных показателей помогает бизнесу понимать, каким образом трансформируется рынок. В будущем мы обязательно продолжим делиться с предпринимателями актуальной информацией, а пока желаем всем хороших продаж!
Автор: Вероника Ильина
Источник: rusability.ru