Прокопенко Ольга, 24.12.2020
Франчайзинг: для кого-то это веселое начало бизнеса, для кого-то-новый образ жизни, но во всех случаях это бизнес, способ заработать деньги. Его суть заключается не только в тщательном соблюдении формальной стороны, тщательном выполнении условий, но и в практическом результате. Шаблон любого успешного бизнеса, перенесенный на другие условия: город, люди, ситуация, может распространиться под давлением обстоятельств. Что делать, если модная франшиза не приходит в ваш город? Можно ли вернуть деньги за франшизу, если прошло время и обещанный успех не пришел?
Франчайзинговые отношения — это партнерство. У обеих сторон есть свои интересы. Нет ничего плохого в том, что франчайзер решает, как продать франшизу, и красиво завершает свои сделки. Нет ничего плохого в том, что франчайзи, недовольный процессом и результатом, ищет варианты вернуть деньги за франшизу, которые к нему не пришли.
Со стороны франчайзи
• Недоволен реальной маркетинговой, рекламной, обещанной поддержкой;
• Обучение было неполным, халатным, поверхностным;
• Указанный состав франчайзингового пакета (виды поддержки, помощь с оборудованием, IT-технологии, мотивация) оказался незначительным, условным или неработающим;
• Франшиза оказалась завуалированным «сетевым маркетингом»;
• Фактическая продажа оказалась плачевной, заявленные данные по доходности и обороту даже близко не приближаются к реальности;
• Партнер авторитарно диктует каждый шаг в бизнес-процессах, независимо от реалий другого города или региона.
Со стороны франчайзера
• Настаивает на том, что партнер не отвечает требованиям, рекомендациям и не соблюдает нормы, прописанные в договоре;
• Франчайзи не прошел обучение в полном объеме, не следовал указаниям, проигнорировал этапы или форматы обучения;
• Франчайзи не соблюдает условия договора, отвлекается от брендбука, делает неучтенные инновации;
• Франчайзи не проявляет инициативы и ожидает поддержки от партнера, указанной в договоре;
• Требования франчайзи завышены, а результаты крайне низкие. Проверки регулярно выявляют случаи халатности и нарушений;
• Партнер не организован, требует независимости и не выполняет условия договора.
Если претензии непреодолимы, бизнес не состоялся, то самое время расторгнуть договор франшизы. Этот
процесс включает в себя следующие шаги:
Шаг 1. Начните с грамотного анализа договора: обсудите с юристом,
проверьте все пункты, выясните, что в нем главное-что является предметом сделки.
Шаг 2. Договоритесь со своим партнером обо всех условиях расторжения
договора, убедитесь, что они выполнимы;
Шаг 3. Причины и порядок расторжения договора должны быть прописаны
в договоре-следуйте ему. Не забывайте про пункт «условия договора»;
Шаг 4. Если срок не установлен, расторжение договора возможно
в одностороннем порядке с обязательным уведомлением за шесть месяцев;
Шаг 5. Если срок определен, то расторжение договора невозможно раньше
установленного срока (помните об этом);
Шаг 6. Если договором предусмотрены платежи, то необходимо сообщить
о прекращении правоотношения за 30 дней с обязательным условием наличия требуемой суммы;
Шаг 7. Односторонний отказ без участия суда возможен только в том
случае, если партнер грубо нарушил условия договора или имеет просроченные платежи. Если нарушение
устранено, то причина нивелируется;
Шаг 8. Для любых действий до и без суда необходима серьезная причина
с представленными доказательствами;
Шаг 9. В апелляционном суде с предписанными требованиями
и доказательствами.
1. Необходимо составить документ с адвокатом и списком лиц, участвующих в процессе;
2. Ввод сведений о концессионном договоре с датой составления нового договора;
3. Договориться о дате расторжения договора;
4. Укажите информацию о выполнении Сторонами всех договорных условий (уплаченные роялти, возврат
оборудования и т. д);
5. Укажите реквизиты сторон и подписи участников;
6. Расторжение, как и заключение договора, должно быть зарегистрировано.
Дружеское или судебное разбирательство должно быть юридически оформлено. Разочарование и неудача
не являются доказательством. Размер, степень и форма ущерба должны быть проиллюстрированы фактами
и цифрами.
Мирным решением проблемы должно стать официальное расторжение договора или его расторжение. Лучше,
если это произойдет по обоюдному согласию. Судебные разбирательства часто бывают длительными,
эмоционально и финансово изматывающими. Однако отказ от франшизы является законным в следующих
случаях:
• Ликвидация предприятия-франчайзи;
• Банкротство сторон (в том числе доказанное банкротство франшизы);
• Изменение / недействительность коммерческой части бренда (наименования, любого из объектов
исключительных прав);
• Потеря авторских прав франшизой;
• Ошибки при исполнении договора (например, обязательная регистрация договора не была завершена).
Все опять упирается в договор и в то, что франчайзер обязательно должен знать о планах по продаже.
Есть много параллелей в процессах «продать свой бизнес» и " продать свой бизнес как франшизу».
Обязательно сначала:
• Оговаривается ли в договоре такой вариант, имеет ли франчайзи право на перепродажу?
• Готова ли франчайзинговая точка к продаже и упакована ли она в соответствии с критериями
франчайзинга?
• Является ли причина продажи точно соответствующей предложению о покупке и тщательно ли она
сформулирована?
• Планируется ли маркетинговая и юридическая часть продажи?
• Хочет ли франчайзер купить этот товар?
Бывают крайние случаи: вы расторгли договор, подали заявление о компенсации, предусмотренной
договором, но взамен ничего не получите. Адвокат подал соответствующий иск, в котором правильно
указаны документально подтвержденные факты нарушения конкретных положений договора. Франчайзер
не выполнил, деградировал, не поставил, а вы определили и доказали сумму претензий, но ничего
не происходит. Тогда может помочь поддержка местного сообщества предпринимателей и франчайзеров,
общественного мнения и других франчайзи.
Когда все юридические аспекты будут учтены, самое время начать публичную кампанию:
• Обращение в надзорные органы;
• Публикация негативных отзывов в официальных каталогах франшиз;
• Работа со средствами массовой информации.
Важно понимать, что мошенники ничего не отрицают, и мир франчайзинга
от них не ускользнул. К сожалению, в случае покупки «мошеннической франшизы» компенсация часто
оказывается невозможной. Хотя все обиженные франчайзи объединяются и могут доказать мошенничество
в суде. Но одним мошенником в бегах станет меньше.
Отправить заявку
Оставьте свои данные для получения подробной консультации
Спасибо за заявку!
Через несколько минут с Вами свяжется специалист по франшизам